F80 Специфические расстройства развития речи и языка
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Связанное с развитием: . физиологическое расстройство . расстройство речевой артикуляции
Дислалия [косноязычие]
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи]
Исключены:
недостаточность речевой артикуляции: . афазия БДУ (R47.0) . апраксия (R48.2)
вследствие: . потери слуха (H90-H91) . умственной отсталости (F70-F79)
в сочетании со связанным с развитием расстройством языка: . экспрессивного типа (F80.1) . рецептивного типа (F80.2)
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда. Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа
Исключены:
приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
связанная с развитием дисфазия или афазия рецептивного типа (F80.2)
дисфазия и афазия БДУ (R47.0)
элективный мутизм (F94.0)
умственная отсталость (F70-F79)
первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)
F80.2 Расстройство рецептивной речи
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Врожденная неспособность слухового восприятия
Связанная с развитием: . дисфазия или афазия рецептивного типа . афазия Вернике
Невосприятие слов
Исключены:
приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
аутизм (F84.0-F84.1)
дисфазия и афазия: . БДУ (R47.0) . экспрессивного типа (F80.1)
элективный мутизм (F94.0)
языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
умственная отсталость (F70-F79)
F80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.
Исключены: афазия: . БДУ (R47.0) . при аутизме (F84.0-F84.1) . вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)
F80.8 Другие расстройства развития речи и языка
Сюсюканье
F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
Речевое расстройство БДУ